Виртуальная выставка «Нашей юности оркестр»
Поддержка проекта осуществлена Министерством культуры Пермского края.
Разделы:
- История
- Михаил Александрович Берёзов
- Авторская группа
Берёзов Михаил Александрович
Михаил Александрович Берёзов – ветеран ВОВ, заслуженный работник культуры РСФСР, талантливый организатор самодеятельного творчества трудящихся, участник эстрадного оркестра с 1947 года, директор дворца культуры в 1960-1990-е годы. В 1996 году, после распада оркестра, Берёзов был приглашён на работу во Дворец культуры завода «Привод», где возродил эстрадный оркестр.
Михаил Александрович Берёзов родился в 1921-м году на Украине, в городе Николаеве в семье педагогов. Учился играть на скрипке по настоянию родителей. Время было тревожное, поэтому Миша, как и многие его сверстники, после окончания школы принял решение поступать в военное училище, хотя истинной его страстью была наука история. Ею он и решил заняться, когда в 1940-м году поступил на исторический факультет пединститута.
1941-й год – начало войны. Михаил Александрович призван в действующую армию. Войну прошёл от самых первых и до последних её дней, закончив воевать в Берлине. Победу встретил на госпитальной койке, там же узнал, что отец, мать и старший брат погибли. Никого не осталось в родном Николаеве, поэтому он принял решение отправиться на далёкий Урал с товарищем по больничной палате. Так Берёзов оказался в городе Чусовом, где долгое время не имел ни своего угла, ни работы. Случайно он узнал, что в соседней Лысьве при отделе кинофикации работает небольшой эстрадный оркестр, в который требуется скрипач. Этот оркестр давал концерты перед киносеансами в кинотеатре «Родина». Помимо этого, оркестр пользовался большой популярностью на танцах во Дворце культуры ЛМЗ и в городском парке. Вот тут-то и пригодились знания и умение игры на скрипке, полученные ещё в детстве в музыкальной школе. Михаил Александрович переехал в Лысьву и стал штатным сотрудником оркестра.
Вся жизнь Берёзова, как показало время, была связана с этим оркестром. Вскоре его назначили руководителем музыкального коллектива. Насколько хлопотной была эта должность, можно судить хотя бы по тому, как трудно было в маленьком городке найти нужного музыканта: чтобы он обладал необходимыми профессиональными умениями, не злоупотреблял спиртным, был дисциплинирован, удовлетворён мизерной зарплатой и согласен с графиком работы, когда все рабочие часы выпадали на вечернее время выходных и праздничных дней. Березов, как говорится, «держал оркестр в жестких руках». Отличный репертуар, неплохое исполнительское мастерство оркестрантов были очевидны. Со временем оркестр перешёл в подчинение Дворцу культуры металлургов и стал его «лицом». На долгие годы с оркестром Берёзова связали свою судьбу В.В. Неустроев, П.И. Широков, А.Г. Ярославцев, В.В. Старчевский, В.П. Сулин, Ю.Н. Нестеров и многие другие лысьвенские музыканты.
На отменную работу с коллективом обратили внимание в профсоюзном комитете металлургического завода. Председатель профкома А.А. Бликанов предложил Березову возглавить Дворец культуры, поставив перед ним задачу: поднять на высокий уровень заводскую самодеятельность.
И народ потянулся к художественному творчеству. Все самодеятельные коллективы были переполнены молодёжью. Работа кипела. Коллеги М.А. Березова несли полученные знания и умения в рабочие и детские коллективы. Он умел радоваться успехам других и ценить результаты творческого труда, как детей, так и взрослых!
Березов обладал множеством талантов, но один был особенным – умение работать с людьми. По натуре он был человеком прямолинейным и бескомпромиссным, однако это не мешало ему видеть людей, их талант и находить нужных специалистов. Проявляя заинтересованность в специалисте, он создавал ему максимум условий для хорошей работы – содействовал в обеспечении жильём и получении достойной зарплаты.
В людях Березов ценил профессионализм, ум и порядочность. Совсем не случайно рядом с ним долгие годы работали верные и талантливые единомышленники: Ю.Е. Дружинин - художественный руководитель дворца, Р. Гирный и Ф. Наполов – руководители танцевальных коллективов, В.П. Сулин – руководитель оркестра, Г.С. Пастухова – руководитель хора, М.Д. Волков – руководитель агитбригады и агиттеатра. А сколько молодых организаторов самодеятельного творчества он «поставил на крыло» - не перечесть!
Конечно, Михаил Александрович не состоялся бы как успешный директор, если бы не активная поддержка всех его начинаний на заводском и городском уровнях. Он был дружен с председателем горисполкома А.А. Бликановым, секретарём ГК КПСС по идеологии Л.Л. Сидоровой, секретарём горкома ВЛКСМ К.Ф. Вороновым, начальником отдела культуры города В.П. Романовской.
Берёзов тонко чувствовал потребности простых рабочих людей. Жажду знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры он чувствовал особенно. Чтобы удовлетворить культурные потребности лысьвенцев, он использовал весь свой авторитет и жизненный опыт. Он добивался приезда в Лысьву, на сцену Дворца культуры ЛМЗ, таких выдающихся исполнителей, как Б. Штоколов, Э. Пьеха, Б. Руденко, А. Соловьяненко, Ю. Гуляев, Ю. Никулин, И. Кио, Ю. Богатиков, В. Толкунова, А. Пахмутова и Н. Добронравов, Л. Лядова, М. Эсембаев, Л. Сметанников, М. Пахоменко и других. Были в гостях у лысьвенцев: хор имени Пятницкого, Кубанский хор, Свердловская оперетта, симфонические оркестры, театры «На Таганке» и «Современник».
Прочные связи были у Березова и с коллегами по творчеству городов-соседей. Тесно общались, встречались на творческих площадках с Пермским духовым оркестром под руководством военного дирижера, заслуженного работника культуры России, общественного деятеля, полковника Владимира Ивановича Лицмана.
Михаил Александрович старался быть в курсе всех дел большого Дворца с его огромным коллективом участников художественной самодеятельности и сотрудников.
Он часто бывал на репетициях, искал нужных людей в городе и за его пределами, писал характеристики участникам художественной самодеятельности, выезжающим за границу на гастроли, лично разрабатывал огромные сценарии, приуроченные к важным государственным датам, профессиональным праздникам, юбилеям цехов… Одним словом, делал культурную жизнь города ярче и насыщенней.
И всё же оркестр – его любовь навсегда! Последние три года жизни он посвятил возрождению оркестра в стенах дворца «Привод», которому в 1999-м году присвоили имя Михаила Александровича Берёзова.
Участник художественной самодеятельности И.П. Серов вспоминает:
«О директоре ДК ЛМЗ Березове можно написать целую книгу. Яркий, неординарный, грамотный руководитель, человек, который понимал и знал культуру. Порядочный человек, держащий своё слово. Требовательный к себе и другим, ненавидящий серость и фальшь в искусстве, отдавший всю свою жизнь на закланье культуре».
Говорит о Берёзове начальник отдела культуры Лысьвенского горисполкома 60 – 70-х годов В.П. Романовских:
«Трудно переоценить значение М.А. Берёзова для лысьвенской культуры, проработавшего в должности директора ДК ЛМЗ 30 лет. Он был широко образованным человеком. Отлично знал русскую художественную и музыкальную классику. Очень любил военные мемуары. С выдающимися деятелями советской культуры, когда они приезжали в Лысьву, мог беседовать ночи напролёт».
Друг, ученица, последователь М.А. Берёзова и последний директор ДК ЛМЗ Н.А. Кислых вспоминает:
«Я всегда поражалась организаторскому таланту Михаила Александровича, его заботе о коллективах дворца, о талантливых людях города и гастрольных выступлениях лучших деятелей искусств и культуры современности нашей страны. Позднее, когда я стала директором ДК, я ещё сильнее ощутила масштабность его натуры. Мне часто приходилось обзванивать театральные и филармонические коллективы. Когда я называла наш город и Дворец, очень часто на другом конце провода вспоминали Берёзова и сразу же вопрос о гастрольных выступлениях в Лысьве решался положительно».
О. Боголюбова, журналист газеты «За передовую металлургию»:
«Бывая часто на концертах в ДК Металлургов, хорошо запомнилось, что Михаил Александрович очень любил песню «Я люблю тебя, жизнь». После его ухода, слушая эту песню в концертах, когда пели её всем залом, начинаю понимать и даже чувствовать, что он действительно так любил жить, что помогал своей профессией делать жизни людей светлее, осмысленнее, позитивнее, праздничнее. Ему это, без сомнения, удавалось!»